Возврат банковских комиссий ч.1 Возврат банковских комиссий 2 Возврат банковских комиссий 3 Возврат банковских комиссий 4 Возврат банковских комиссий 5 Возврат комиссий 6

Статья в газете "Костромские ведомости". Победа возможна!

 

Победа возможна!

Костромичка Галина Жукова отсудила у банка незаконно взысканную комиссию по кредиту.

В поисках справедливости

     В марте прошлого года в доме у костромички Галины Жуковой прохудилась крыша. Скромного семейного бюджета на ремонт не хватило, и Галине Дмитриевне пришлось оформить кредит на 35 тысяч рублей. По договору, через год женщина должна была вернуть банку уже почти 45 тысяч. Причем кроме процентов по кредиту почти половину суммы составляла некая банковская комиссия. Но крышу нужно было чинить срочно, и Галине Жуковой пришлось согласиться с такими условиями.

     - В декабре прошлого года, когда я уже почти выплатила свой кредит, я вдруг увидела по НТВ программу «Борьба за собственность», из которой узнала, что дополнительные комиссии банки с заемщиков взимают незаконно. Тогда я обратилась в комитет по защите прав потребителей на Петрковском бульваре. Мне сказали, что я уже не первая обращаюсь с подобной жалобой, и введением дополнительных комиссий «грешат» очень многие банки. Мне помогли написать претензию с требованием вернуть незаконно взысканные деньги. Но банк ответил отказом: «Вы же читали и подписывали договор, когда брали кредит!». Когда я снова пришла в Роспотребнадзор, они посоветовали мне обратиться в общественную организацию по защите прав потребителей «БЛОК-ПОСТ», которая бесплатно помогает людям вернуть деньги. В январе я встретилась с их юристом, он подал от моего имени в суд, а уже 25 февраля мы получили решение. Суд взыскал с «Аксонбанка» в мою пользу 3850 рублей комиссионных, 400 рублей за пользование моими деньгами и еще 1000 рублей компенсацию морального вреда. Надо признать, банк повел себя очень достойно. Обжаловать решение они не стали. Когда я принесла исполнительный лист, сотрудники банка сразу, без всяких проволочек, выдали мне деньги, при этом вели себя очень вежливо. Я получила больше 5000 рублей. А представьте, какие суммы могут вернуть те, кто брал не 35 тысяч, а несколько миллионов – например, ипотечный кредит?

Остановить и обезвредить

     Телефон в офисе костромской региональной общественной организации по защите прав потребителей «БЛОК-ПОСТ» не замолкает ни на минуту.

     - Да, мы действительно помогаем заемщикам вернуть деньги. – Подтвердил юрист организации Виталий Красношапка. – На сегодняшний день мы ведем уже более 120 дел. И ежедневно к нам обращается от 5 до 12 человек. Мы взыскиваем с банков все скрытые комиссии, набежавшие по ним проценты и моральный вред. И делаем это для заемщиков абсолютно бесплатно.

     Костромской «БЛОК-ПОСТ» стал реальной действенной преградой на пути банковского произвола и обмана потребителей. Как же он действует?

     В течение многих лет люди, которым требовались кредиты, были вынуждены переплачивать огромные суммы. Помимо официально указанных процентов по кредиту банки брали с клиентов деньги за рассмотрение заявки, за открытие и ведение ссудного счета – всего не перечислишь! В результате реальная переплата вместо заявленных в рекламе 18 % могла составлять 40-50%, а иногда и больше! Так, для обратившейся за защитой своих прав клиентки банка «Ренессанс Кредит», взявшей на 3 года 100 тысяч рублей, сумма начисленных плат и комиссий составила 49.420,8 рублей! Кроме этого, банкиры заставили женщину в обязательном порядке застраховать свою жизнь, что обошлось в 14 тысяч рублей. И это несмотря на то, что федеральный закон «О защите прав потребителей» (ст.16) содержит прямой запрет обуславливать приобретение одних товаров, работ или услуг обязательным приобретением дополнительных товаров и услуг!

     Юристы выяснили, что когда человек приходит в банк брать кредит, то при заключении кредитных договоров банк открывает два счета. Один – счет вклада, с которого заемщик снимает деньги. Другой – ссудный счет, от которого заемщику нет никакой пользы. Он не предназначен для ведения расчетных операций, а служит лишь для ведения внутреннего бухгалтерского учета банка, которым банк обязан заниматься по закону. Однако плата за открытие и ведение подобного счета повсеместно возлагается на потребителя.

Судный день

     Эту несправедливость профессиональный юрист и бывший сотрудник банка Виталий Красношапка решил оспорить в суде. Рискнул. И выиграл!

     Первое в Костроме решение в пользу заемщика было вынесено 28 мая 2009 года. Тогда потребитель отсудил у «Сбербанка» 3100 рублей за ведение счета, 100 рублей за рассмотрение заявки и 1000 рублей – компенсацию морального вреда. Судья Наталья Вдовина раскрыла юридическую и экономическую сущность ссудного счета, указав, что его ведение - обязанность банка перед Центральным Банком России, которая не может быть предметом сделки с заемщиком.  Решение Вдовиной 26 марта 2010 года поддержал Президиум областного суда.

     С тех пор суды начали выдавать решения в пользу заемщиков, как горячие пирожки. К огромному огорчению банков, суды начали взыскивать с них не только незаконно удержанные с клиентов комиссии, проценты за пользование чужими средствами и компенсации морального вреда. За нарушение прав потребителей суды начали банки штрафовать! Суммы оказались не маленькими: по каждому иску – дополнительно по 50% от общей суммы взыскания. 

     Оценив масштаб грядущей катастрофы, кредитные организации пошли на экстренные контрмеры. На прошлой неделе «Сбербанк» выступил с официальным заявлением о добровольной отмене с 19 апреля дополнительных платежей за рассмотрение заявки и выдачу кредита.

     Впрочем, несмотря на эти действия, работы у «БЛОК-ПОСТа» в ближайшее время, пожалуй, меньше не станет. Срок исковой давности по данным делам составляет 3 года с момента исполнения сделки.

Верстка сайта